суббота, 9 февраля 2013 г.

слова колчака при белом движении

Мельгунов, как светский историк, мало говорит о позиции церкви в ходе Белой борьбы в Сибири, и это обстоятельство не дает полноты картины. Еще до начала антибольшевицкой вооруженной борьбы от рук большевиков пострадали многие пастыри Православной Церкви: архиепископы Андроник Пермский, Гермоген Тобольский, епископ Амвросий Сарапульский и другие со многими десятками священников и монахов. Упомянутые архиереи противились разграблен

Позиция Русской Церкви

Символической картиной всей Белой борьбы в Сибири явились последние бои в Иркутске в январе 1920 г, ярко описанные Мельгуновым. Совместный эсеро-большевицкий мятеж против Колчака при попустительстве многочисленных иностранных войск. Циничный политический торг и массовая измена союзников и собственных министров. Верховного Правителя в течение нескольких дней защищали только местные кадеты (подростки 13-15 лет), замерзавшие насмерть на морозе, а в это время к ним на помощь пробивались обмороженные добровольцы-каппелевцы. На одного юного Белого Добровольца пришлось по нескольку десятков взрослых мужиков врагов, равнодушных и просто зрителей. В этой иркутской драме пересеклись и слава героев и позор предателей, как две стороны Гражданской войны. Но позора было больше, и потому конец этой драмы был очевиден.

Белое Движение в Сибири, возглавляемое адмиралом Колчаком, не было движением ни политических партий, ни буржуазии, ни имперской бюрократии, хотя отдельные представители всех этих групп и участвовали в нем. Оно было движением национально мыслящих государственно ориентированных, христиански чувствующих бойцов, идеалистически настроенной добровольческой молодежи. И всех объединяла личность Верховного Правителя. Эта личность, воплощавшая в себе Белую идею, значила больше, чем абстрактные лозунги и партийные программы.

В Сибири практически не было ни одной партии или движения, которые бы поддержали власть национального диктатора. Все они, рожденные революцией, оказались против национального государства и стали пособниками главного врага России большевизма.

Идея национальной власти, стоящей выше партийных, классовых, областных интересов, оказалась чуждой большинству сибирской общественности. Увидев в Верховном Правителе ревнителя национальных интересов и народного единства, врага партийной борьбы и революционного развала, ему объявил войну весь блок левых партий, кроме кадетов, как «врагу демократии». Эсеры даже дважды устраивали на него покушение: взрывали и поджигали его дом в Омске. Мощная пропаганда на местах, которую вели социалисты, саботаж распоряжений Омской власти облегчали подрывную работу большевиков в колчаковском тылу. Подрыв авторитета Колчака, прежде всего, сказался на массовом уклонении от мобилизации в его армию и дезертирстве, общем падении боеспособности войск. Заговоры и восстания в тылу, особенно при приближении красных летом-осенью 1919 г, сыграли огромную роль в поражении армии Колчака. Лозунг эсеров «ни Колчака, ни Ленина», выдвинутый в тылу Колчака, однозначно работал в пользу Ленина. С осени 1919 г сибирские социалисты, уже не скрываясь, действовали единым фронтом с большевиками. Вместе они подняли в январе 1920 г в Иркутске восстание и арестовали Верховного Правителя, вместе судили его, а затем сдали его на расправу большевикам. Затем в феврале совместно с большевиками провозгласили Дальневосточную республику, имевшую коалиционное правительство и буферное назначение.

Некоторые очевидцы революции из религиозно-философского лагеря удивлялись тому, что многие народы, стоявшие в религиозном и нравственном отношении не выше русского, смогли, однако, справиться с коммунистическими революциями в своих странах (немцы, венгры, итальянцы), а наши не смогли. Проф. Ильин отвечал на это, что уровень правосознания, национальной и гражданской солидарности у этих народов был намного выше нашего, что и позволило им справиться с революцией и ответить на нее национальной контрреволюцией. У нас же долгое время политическая деятельность была делом или государственных чиновников или антигосударственной оппозиции. При этом, как отмечал И. Солоневич, более половины чиновников, состоя на службе у государства и получая от него содержание, находилось во внутренней оппозиции к нему. Независимая и при этом сильная национальная и государственная общественность у нас так и не сложилась. Поэтому рухнул в одночасье в феврале 1917 г весь государственный строй, и революция, не имея перед собой никаких внешних и внутренних препятствий, имела столь необратимый характер. Большинство подданных империи оказались неспособны противостать самой дешевой и разрушительной пропаганде.

Политические силы на востоке России

В наше время в патриотической среде сравнительно мало уделяется внимания изучению фактической стороны истории. Больше занимаются историософскими толкованиями, составлением идеологических штампов, под которые подгоняют реальную историю. Вопросы: как было на самом деле? мало кого интересуют. Книга Мельгунова, показывая историю без идеологического прикрытия, дает богатую пищу для размышления.

В 2005 году в издательстве «Айрис-Пресс» в Москве, наконец вышла книга, исправляющая картину, созданную пост-советскими историками. Это книга Мельгунова «Трагедия адмирала Колчака» с обширным вступлением симпатизирующего Белому Делу историка А. Кручинина. Мельгунов, очевидец и историк гражданской войны, особенно известен своей работой о красном терроре. Книга о Колчаке написана им в 1930 г, к 10-й годовщине гибели адмирала, с использованием большого количества документов и показаний очевидцев. Кроме множества фактов, в том числе неизвестных по другим источникам, книга Мельгунова передает настроение масс, дух эпохи, позволяет воссоздать общую картину гражданской войны в Сибири.

В последние годы вышло несколько книг, посвященных памяти адмирала Колчака. В 1993 г в Барнауле издан ценный сборник документов «А.В. Колчак. Последние дни жизни». В 1999 г. вышел двухтомник историка В. Краснова «Колчак и жизнь и смерть за Россию», в котором подробно изложена биография героя, его научно-географическая и военно-морская деятельность. К сожалению, при всей симпатии лично к Колчаку, В. Краснов не питает никаких симпатий к Белому Движению, усердно сообщает лишь о его негативных сторонах, совершенно замалчивает подвиги Белых Добровольцев, равно как и преступления красных, а потому дает искаженную картину гражданской войны в Сибири.

Епископ Дионисий (Алферов). Трагедия Белого Движения в Сибири (по поводу издания в России книги Мельгунова «Трагедия адмирала Колчака»)

Московский приход РПЦЗ Новомучеников и Исповедников Российских

Комментариев нет:

Отправить комментарий